Оформление документов при регистрации недвижимости Печать
Коротко о недвижимости
14.01.2009 01:00

Покупка или наследование жилья, строительство собственного дома или дарение недвижимости – все это требует государственного оформления права собственности посредством регистрации недвижимости.

Государственная регистрация недвижимости является единственным способом подтвердить законность права собственности, лишить которого вправе только судебные органы власти.

Процедура государственной регистрации недвижимости осуществляется согласно ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 1997 года и Гражданскому Кодексу РФ.

 

При этом выделяется три основных направления регистрации – это регистрация жилой недвижимость, нежилой недвижимости и регистрация земельных участков. Рассмотрим процедуру регистрации на примере жилой недвижимости, поскольку с ней сталкивается около 90% жителей нашей страны.

Необходимость государственной регистрации прав на жилое имущество возникает в следующих случаях:

 

  • наследование недвижимого имущества по завещанию или закону
  • покупка жилья
  • обмен или дарение
  • строительство объекта
  • объект недвижимости приобретался до 1997 года и не зарегистрирован в едином государственном реестре
  • приватизация, деприватизация
  • аренды жилого помещения сроком более 1 года.

 

Процедура регистрации недвижимости начинается с подачи заявления в регистрационную комиссию.

Наряду с заявлением необходимо подать комплекс документов, в числе которых выписка из БТИ, подробный план помещения, документ, подтверждающий уплату регистрационной пошлины, документ, подтверждающий личность (паспорт), свидетельство о постановке на учет в налоговую службу, нотариально заверенное заявление супруга/супруги о согласии на проведение сделки, либо заявлении о том, что участник сделки в браке не состоит, и так далее.

 

В пакет документов для регистрации недвижимости входит также документ, подтверждающий сделку с недвижимостью, это может быть договор купли-продажи, дарения или мены.

 

При этом стоит иметь в виду, что сам договор о сделке с недвижимостью также должен быть зарегистрирован в регистрационной службе. Далее, в соответствии с конкретным типом сделки могут потребоваться дополнительные документы, причем не всегда указанные законом (например, документ об отсутствии задолженностей в налоговом органе).

 

Процедура регистрации недвижимости требует уплаты государственной регистрационной пошлины.

Для физических лиц, ее размер составляет 500 рублей за каждую регистрационную процедуру. То есть в случае скажем покупки квартиры, пошлину придется оплачивать как минимум дважды – при регистрации договора купли-продажи, и при регистрации права собственности.

 

Регистрация недвижимости – процесс весьма длительный и занимает от 10 дней до нескольких месяцев. Однако на практике, срок оформления всех документов зачастую затягивается, как минимум на пару месяцев.

Причина кроется не столько в медлительности регистрационных служащих, сколько в сложности сбора всего пакета документов (получение одной лишь справки из БТИ может затянуться на несколько недель).

 

Важно иметь в виду, что в некоторых случаях собственнику может быть отказано в регистрации недвижимости. На это существует несколько причин:

 

  • в регистрационную палату предоставлена недостоверная или искаженная информация
  • собственник жилья не предоставил всех требуемых документов
  • в случае неправильного оформления документов
  • в случае если у регистратора возникают сомнения в подлинности документов
  • в случае если на регистрируемую недвижимость наложен арест или запрет о совершении определенных сделок. В данном случае процесс регистрации приостанавливается до снятия ареста или запрета.

 

В случае отказа в регистрации недвижимости или приостановления процедуры, регистратор в тот же день обязан уведомить собственника в письменной форме, как о самом решении, так и основания для его принятия.

 

При этом собственник должен предоставить необходимые документы, разъясняющие спорные моменты и подтверждающие его право на регистрацию недвижимости.

 

Если в течение установленного периода времени такие документы не предоставлены, в регистрации недвижимости может быть отказано. Однако собственник имеет право подать повторное прошение.

В случае если отказ в регистрации произошел по вине собственника (то есть на основании одной из вышеперечисленных причин), деньги, оплаченные в счет регистрационных сборов, не возвращаются.

 

Как показывает практика, отказ в регистрации недвижимости случается редко, и зачастую причиной выступает неправильное оформление документов. Поэтому, чтобы не затягивать процедуру оформления собственности перед подачей документов рекомендуется провести юридическую экспертизу документов или что еще проще доверить процедуру регистрации недвижимости профессионалам.

 

На сегодняшний день существует множество юридических компаний, предоставляющих услугу оформления права собственности на недвижимость. Воспользовавшись услугой профессиональных юристов, собственник получает массу преимуществ, это и экономия собственного времени, сил и нервов, это гарантия юридической грамотности документов, а также в некоторых случаях и ускорение регистрационной процедуры, поскольку многие юридические компании предоставляют услугу срочного оформления, например, в течение 15-25 дней.

 

Однако регистрация недвижимости посредством профессиональных агентов таит в себе и несколько недостатков, наиболее очевидным среди которых является высокая стоимость услуг. Хотя с другой стороны, возможно, заплатить несколько тысяч рублей проще, чем ежедневно выстаивать длинные очереди, собирать массу документов в различных органах власти, регулярно посещать нотариуса для заверки отдельных бумаг и так далее.

Также в случае оформления прав на собственность посредством юридических сотрудников необходимо составить доверенность, передающую право на проведение регистрационной процедуры третьему лицу. Хотя это уже будет заботой самого агента.

 

Подводя итог, стоит отметить, что регистрация недвижимости процедура весьма сложная, и в случае самостоятельного оформления документов рекомендуется ознакомиться с порядком осуществления регистрации, а также законодательными нормами, регулирующими данную процедуру.

 

Знание основных законодательных требований позволит собственнику избежать отказа в регистрации недвижимости по причине неправильного оформления документов или непредставления важных бумаг.

 

В тоже время, зная свои права и обязанности, собственник сможет бороться с возможными нарушениями в регистрационной палате, например, отказаться от предоставления документов, не предусмотренных законом. С другой стороны, регистрация недвижимости осуществляется не каждый день, и может проще воспользоваться услугами специализированных агентств и не забивать голову не нужными в будущем знаниями.

 

Сергей Коротков